Услуги | Достопримечательности | Поиск Карта | Cтатьи |
Год Пауля Кереса28.июля 2016
7 января 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения гроссмейстера Пауля Кереса, признанного лучшим спортсменом Эстонии XX века. Уроженец Нарвы так и не стал чемпионом мира. Зато стал национальным героем и мировой легендой. Международная шахматная федерация (FIDE) объявила 2016 год международным годом Пауля Кереса. Празднование 100-летия легенды будет продолжаться во всем мире в течение года. В Нарве – третьем по величине городе Эстонии – гордятся своим земляком. Хотя то, что Пауль Керес появился на свет именно там, чистая случайность. Родители будущей легенды – портной Пеэтер Керес и швея Мария Керес вместе с четырехлетним старшим сыном перебрались в пограничный город из Пярну, спасаясь от Первой мировой войны. В трудное время в Нарве было проще найти работу, а по вечерам глава семейства нередко засиживался перед шахматной доской. Так первые ходы, наблюдая за игрой отца, выучил и маленький Пауль. Было ему тогда всего четыре года.
В 1922 году семья Кересов вернулась в Пярну. Братья ходили в школу и следили за шахматными успехами своего любимца – чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки. Младший брат все больше времени проводил за доской, и к середине 1930-х годов стало ясно, что в Эстонии появился шахматный гений, у которого есть шанс стать чемпионом мира.
Но чемпионом мира Пауль Керес так и не стал. Российский гроссмейстер Евгений Свешников, приезжавший зимой этого года в Таллинн на 25-й международный турнир по быстрым шахматам «Вспоминая Пауля Кереса», объяснил это высокими моральными принципами эстонского мастера.
«Чтобы стать чемпионом, надо уметь переступать через других, а Пауль Петрович не умел этого делать. Может быть, мы его с такой теплотой и вспоминаем, потому что у него не было негативных качеств. Тех, которые подавляют противника», – сказал Свешников.
Все, кто знал Пауля Кереса, вспоминают его как настоящего джентльмена и мастера честной игры. «По-моему, никогда в жизни он никого не обидел. Очень корректен был, вежлив. Да и сам вид его был очень близок к джентльменскому. Он очень нравился женщинам. Красивый мужчина, высокий, стройный и очень мягкий», – поделился воспоминаниями российский гроссмейстер.
Еще один российский гроссмейстер Юрий Балашов, в январе также побывавший в Таллинне, ценил в Пауле Кересе умение глубоко мыслить. «Когда я в 1970 году первый раз играл за сборную Советского Союза, Пауль Петрович был капитаном команды. Мне запомнилась его доброжелательность, умение анализировать. Он мне помог спасти очень тяжелую партию», – рассказал Балашов.
А вот российский журналист, шахматист и литератор Евгений Гик на страницах газеты «Московский комсомолец» дал свою версию ответа на вопрос, почему Керес так и не поднялся на вершину. Одна из причин заключается в следующем. До войны он жил в свободной стране, легко перемещался по европейским турнирам, был состоятельным господином. А после присоединения Эстонии к Советскому Союзу превратился в зависимого человека и в моральном, и в материальном смысле. Это обстоятельство всегда давило на него, он чувствовал себя некомфортно, скованно и с таким настроением трудно было добиться суперуспехов. Вот один показательный пример. Когда Керес был человеком мира, у него было оригинальное хобби – «вычислять» стыковки самолетов различных международных авиакомпаний: номера рейсов, наиболее привлекательные маршруты – все это он знал наизусть. Так он мог наилучшим образом добраться из Ванкувера в Таллинн по сложной траектории – через Монреаль, Амстердам и Хельсинки. Но в советские времена от этого хобби не было толку – куда и когда лететь, а также маршруты он уже не мог выбирать сам, за него все решали высокие партийные и спортивные чиновники. В узком кругу Керес любил шутить: «Все трудности отпадают, как только расстаешься с Аэрофлотом».
Всего этого Пауль Керес мог бы избежать. Однако в 1944 году во время Второй мировой войны, когда немцы отступали и многие эстонцы покинули родину, Керес решил вернуться в Таллинн, хотя мог и остаться в Швеции, где участвовал в очередном чемпионате. После войны Керес трижды завоевывал звание чемпиона СССР. В 1948 году в матч-турнире на звание чемпиона мира Керес уступил первое место Ботвиннику. И по этому вопросу до сих пор обсуждаются версии о том, что власти заставили Пауля Кереса проиграть.
«Несмотря на то, что Пауль Керес не завоевал титул чемпиона мира, он является примером для очень многих. Керес выделялся своим стилем игры. Он был очень вежлив по отношению к соперникам, умел достойно проигрывать – это очень полезное умение для шахматистов. Многие его партии до сих пор помнят и разбирают ведущие шахматисты мира. Возможно, не все знают, откуда был родом Керес, но уж точно все знают, кем он был», – рассказал президент Союза шахмат Эстонии Андрей Коробейник.
«Сегодня, к сожалению, шахматы не столь популярны, как это было во времена Пауля Кереса в период первой Эстонской Республики. Поэтому сейчас у нас есть хорошая возможность напомнить всему миру о том, какой величиной был Керес», – добавил он.
Удастся ли Эстонии стать шахамтной державой? По словам президента Союза шахмат, в последние пять лет эстонские шахматы сделали качественный скачок, а молодежь сейчас на равных играет со своими сверстниками из разных стран. Это дает надежду на то, что в обозримом будущем эстонские шахматисты станут достойно выступать и на взрослом уровне.
«В конце этого года в Пярну пройдет чемпионат Европы по быстрым шахматам. Мы рассчитываем на то, что эстонская молодежь выступит на нем достойно. За последние пять лет у нас появились лидеры среди юных шахматистов и шахматисток в разных возрастных категориях. Это Май Нарва, Анастасия Синицына, Оттмар Ладва, Кирилл Чувакин. Они имеют все шансы сделать серьезную шахматную карьеру. С одной стороны, многое зависит от них самих. С другой – важна и государственная политика. Для успехов важна и поддержка шахмат на государственном уровне», – объяснил Коробейник.
«Шахматы в Эстонии финансируются на общих основаниях. Если наша сборная заняла бы на Олимпиаде, к примеру, 25-е место, что стало бы очень мощным результатом, то от государства за это мы не получили бы ни цента. Хотя в шахматной Олимпиаде участвуют около 160 стран. И попадание в ТОП-25 – это здорово. Но в эстонском спорте премии получают только за первые три места. И нет разницы, идет ли речь о фристайле, в котором могут участвовать 10 стран или же шахматах, где за медали борются команды 160 государств», – добавил он.
«Сейчас существует надежда, что шахматы войдут в программу зимних Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта в Эстонии финансируются на отдельных основаниях. Союз шахмат получает из бюджета около 70 000 евро в год. По этому показателю мы находимся в третьем десятке, уступая в том числе и спортивному ориентированию», – сказал Коробейник. По стопам гроссмейстера
«Еще в 1980-е годы шахматы в Эстонии были очень популярны среди школьников, но в 1990-е интерес к ним со стороны детей и подростков заметно упал. Сейчас в рамках специальной школьной программы мы обучаем шахматам примерно 1500 детей в год. В этом проекте пока участвуют около 30 школ по всей стране. А с этого года поддерживать инициативу решил и частный сектор. Такие программы помогают популяризировать шахматы. Сейчас по всей стране у нас около 50 шахматных клубов. Мы хотим, чтобы среди их членов было больше детей. Это нормально, когда из тысячи любителей вырастают один или два игрока высокого международного уровня», – уверен Коробейник.
Сто лет назад одним из таких детей, с юных лет любивших шахматы, был Пауль Керес. В родной для маэстро Нарве долгое время не могли установить памятник, чтобы увековечить память о великом уроженце. И вот, наконец, в январе 2016 года памятник был открыт. Бронзовую скульптуру сидящего за шахматной доской гроссмейстера установили в сквере на улице Пушкина. По замыслу создателей, каждый желающий сможет присесть за стол напротив бронзового Пауля Кереса и вместе ним поразмышлять над партией.
В Пярну памятник Кересу открыли в 1996 году. Перед нынешней Пярнуской основной школой на улице Кунинга – бывшей Пярнуской мужской гимназией, в которой учился шахматист.
А первый монумент Кересу, открытый в 1991 году, находится в Таллинне на углу улицы Харидусе и Пярнуского шоссе. Пятнадцать лет назад велись разговоры о его переносе в Нымме – район, в котором много лет жил шахматист. Однако от этой идеи отказались. Впрочем, в Нымме Пауль Керес и так не забыт – здесь есть улица его имени. А в парке, расположенном на углу улицы Кереса и бульвара Лоотусе, прошлым летом установили три бетонных шахматных стола со скамейками. Теперь любой желающий может присесть и сыграть партию.
В этом году в Эстонии вышли в свет почтовая марка и монета достоинством в два евро с изображением выдающегося гроссмейстера. Ранее Пауль Керес был изображен и на пятикроновой купюре. Великого шахматиста с нами нет более 40 лет, но память о нем жива. И кажется, будет жить с нами вечно. |