С Аларом Сикком мы встретились в тартуском пабе «Ряндур» («Странник» - прим. ред.). Я сразу поинтересовалась, почему он выбрал именно это место, на что самый известный эстонский альпинист обронил: «просто нравится». Позднее я заметила на стене большую фотографию Алара, которая наводит на мысль, что наш герой немного слукавил. Но выпытывать правду я не стала, так как мне не терпелось выяснить, каково это – ходить в горы и чем Алар занимается, когда с них спускается?
Когда вы последний раз были в горах?
Я хожу в горы раз в год. В последнее время езжу в Грузию, на Казбек. Вожу туда скалолазов-любителей, если набирается группа. Обычно мы ездим в середине сентября, все зависит от графика полета самолетов. Сентябрь – самое лучшее время в Грузии! Почему только в Грузию?
Потому что большие горы находятся слишком далеко и добираться до них дорого. Заниматься подсчетом денег не хочется, такое занятие притупляет дух. Я бывал с группами в Аргентине, на Аконкагуа и в Африке, на Килиманджаро. Но такие экспедиции требуют слишком больших затрат, не все участники группы смогли бы себе их позволить. Вы пытались искать спонсоров?
Искал, но почти безрезультатно, потому что спонсоры ничего не получают за свою поддержку. По правде говоря, это скорее благотворительность, за которую спонсорам к тому же нужно платить государству налоги. Каким образом набирается группа? Приходится давать рекламу?
Для этого у меня есть человек, который находит заинтересованных отправиться в экспедицию. Рекламой я не занимаюсь, в основном, группа собирается благодаря знакомствам. Что ответите человеку, который подойдет на улице и попросит взять его в экспедицию на Казбек?
Пожалуйста! На Казбек я езжу, как правило, с новичками, у которых нет никакой подготовки. Людей ведь больше всего волнует, хватит ли им сил? А я считаю, что скалолазание требует больше умственных способностей, нежели физических. В горах ты не можешь знать, какие силы тебе потребуются, так что не стоит бояться того, о чем не имеешь представления. Казбек – простая гора. Конечно, там есть некоторые технические сложности и нужно использовать веревку, но все веревки я вешаю и снимаю лично, так что беспокоиться на этот счет не стоит. Сколько человек обычно входит в группу?
Не меньше 8 и не больше 14. На месте у меня есть надежный помощник, один из известнейших грузинских альпинистов, который более 30 раз покорял Казбек. Я бывал на вершине этой горы 5 раз. Сколько нужно денег, чтобы покорить гору?
Казбек – «льготная» гора. В этом году путешествие обойдется в 1200 евро, старт и финиш – в Таллинне. Экспедиция длится десять дней, из которых на горе мы проведем максимум 6 дней. Все снаряжение включая палатку нужно взять с собой?
Нет. Из личного снаряжения нужно взять с собой одежду и обычный спальный мешок, который можно приобрести в любом супермаркете. В цену включены питание, размещение и вечер, посвященный окончанию экспедиции, который пройдет в хорошем тбилисском ресторане. С меня еда, вино и пиво, коньяк при желании придется купить самостоятельно. Что представляет собой человек, который вместо отдыха в теплых краях или культурной поездки решает отправиться в горы?
В горы человек отправляется затем, чтобы провести время с самим собой. Как правило, это не представители профессий, требующих физических усилий. Те, кто занят физическим трудом, хочет отдыхать на египетском пляже. Это правильно, человеку нужно расслабиться. В горы обычно отправляются белые воротнички, офисные работники, которые работают за компьютером. Что обычно ощущает человек, впервые побывавший в горах?
Многие заболевают горами, хотят повторить. Со мной это случилось на Эльбрусе. Но есть и те, кто после первого раза говорят, что он станет и последним.
Если я взобралась на гору Суур-Мунамяги и чувствую, что больше не хочу, то как альпинист я безнадежно потеряна?
Давайте не будем говорить о Суур-Мунамяги как о горе. И вообще в Европе нельзя говорить о горах, горы начинаются на Кавказе. Там восхождение на вершину – это нечто иное. Как тогда выглядит поход в настоящие горы?
На Казбеке схема примерно одинаковая: в первый день 6 часов похода по горным дорогам, остановка в лагере, установка палаток, приготовление еды, там и вечер настал! День очень утомителен. На следующий день шестичасовой поход через ледник, после чего группа добирается до метеостанции, в большой дом сталинских времен, где можно переночевать на нарах. Следующий день группа отдыхает в этом самом доме: участники готовят кушать, играют в шахматы и в карты. Если позволяет погода, можно позагорать. На метеостанции иногда проводим до трех дней, все зависит от того, как скоро выпадет возможность взойти на вершину. Этого может и не случиться. День восхождения очень трудный, на ногах нужно провести 12 часов, поднимаясь в гору 1700 метров. Восходим на вершину и сразу возвращаемся в дом, собираем вещи и отправляемся в обратный путь. Казбек – удобная гора, которую можно быстро покорить. На Эвересте приходится провести два месяца. Не опасно ли в горах с целой группой новичков?
В этом мире все опасно. Шоссе Таллинн-Тарту опаснее, чем Казбек. Я стараюсь минимизировать все возможные риски. Я хорошо знаю эту гору, а рядом всегда есть опытный помощник. На Казбеке не подстерегает самая страшная опасность – лавины. Есть трещины, но на этот случай имеется соответствующее снаряжение. Члены группы связаны между собой веревкой, если кто-то провалится, то другие его достанут. В этом нет ничего особенного. В прошлом году один участник умудрился провалиться три раза. Вес участника должен быть в норме, чтобы другие смогли его вытащить?
В горах вес падает. Например, на Эвересте какое-то время приходится провести в лагере на высоте 5200 метров. Там ничего не делаешь, только спишь и ешь, а вес падает. Казбек в этом смысле не эффективен, его покоряешь так быстро, что не успеваешь похудеть. Что делать, если один из участников группы не успевает за другими?
Я учел такой вариант. Сам я был на Казбеке 8 раз, до вершины доходил 5 раз. Я всегда возвращаюсь с теми, кто не может идти дальше. Мой помощник в свою очередь продолжает путь с остальной группой. Все организовано, и никто не должен переусердствовать из боязни подвести других. Ради покорения вершины не стоит жертвовать своим здоровьем. Ну и что, если не смог. У меня тоже остались непокоренными несколько вершин. На самом деле, это вопрос везения, сможешь ли ты дойти до конца! Чем вы занимаетесь, когда не ходите в горы?
Работаю в RMK (Центр управления государственными лесами), создаю маршруты походных троп. Как это происходит?
Обычно определяются два лагерных пункта RMK, между которыми нужно проложить маршрут. При изучении карты рисуется 4-5 возможных троп. Я прочесываю все леса и болота, затем выбираю наилучший маршрут. Самая длинная походная тропа Эстонии – моих рук дело. Она начинается в Оанду, проходит через Аэгвийду и заканчивается у озера Ахиярв в Национальном парке Карула. Для кого предназначены эти тропы?
Для всех! Любителям походов не нужно самим экспериментировать в лесу, нужно просто выбрать себе тропу, которая обозначена и снабжена указателями. Совсем скоро карты походных троп RMK будут загружены в Интернет. Большинство троп можно преодолеть на велосипеде. В тех местах, где на велосипеде не проехать, сделан объезд. Например, на болотах: велосипедисты объезжают там, где пешком можно пройти по дощатому настилу. Цель RMK покрыть всю Эстонию сетью походных троп?
Да! Насколько благоприятна наша природа для походов? У нас же столько болот…
С точки зрения природных условий, Эстония – очень хорошее место для создания походных троп. Проблемы возникают там, где потенциал ограничивается частной собственностью. Большая часть владельцев не хочет, чтобы походные тропы проходили по их владениям. Приходится выкручиваться, и зачастую случается, что часть тропы проходит вблизи шоссе, по асфальу. Это досадно! Но к счастью, есть и отзывчивые собственники земли, благодаря уступчивости которых были созданы очень хорошие тропы.
Маргит Трубецки
Найти на карте Эстонии
Карта поиска позволяет найти подходящие места и услуги, предлагаемые для туризма.